Именно так переводится с греческого «каллиграфия» - от κάλλος (kallos) – «красота» и γραφή (graphẽ) – «писать». Однако в мои планы тут не входит петь дифирамбы каллиграфии как виду изобразительного искусства, разливаясь соловьем, что, мол, «в каллиграфии как нигде сильно выражение эмоций…» и о том, что «каждый штрих – отражение яркой индивидуальности автора».
Я сейчас смотрю на каллиграфию с практической точки зрения: чем она может быть полезна нам в скрапбукинге?
Во-первых, очевидно, что штампов на все случаи жизни не напасёшься – иногда может быть проще написать одно-два слова от руки (даже испортив несколько листов на черновики), чем искать готовый штамп или вырубку букв нужного размера и стиля. Про неповторимость, за которую мы все ратуем и к которой стремимся, и напоминать не стоит – что может сравниться по неповторимости со штрихом, проведенным от руки?
Иногда буквы скорее рисуют, чем пишут – вырисовывают объем и тени, по-разному штрихуют… Строго говоря, это нельзя назвать каллиграфией, скорее «леттерингом», «букводеланием», но такие надписи невероятно оживляют работы, ни одна распечатка с ними не сравнится!
Во-вторых, конечно, журналинг. Это, если уж дословно, "дневниковое записывание", то есть характеристика того, что пишется. Это заметки, фиксирующие даты, имена, места, события (ну и настроение тоже). А каллиграфия - дословно – это искусство красивого письма, то есть качественная характеристика, как написано.
Поэтому рукописный журналинг - это самая настоящая каллиграфия, чистописание в чистом виде!!! Таким образом, каллиграфия получила в скрапбукинге еще одно новое рождение.
Про открытки и говорить нечего – помимо возможности сделать персонализацию, то есть написать не банальное «С днем рождения!» или «Поздравляю!», а индивидуальное «С пятнадцатилетием, Васенька!» или «Поздравляем Андрея Андреича!», каллиграфия в открытках может быть основным декоративным элементом, главным украшением.
Как вы могли заметить, выше я приводила только иностранные, преимущественно англоязычные примеры. Потому что у нас на постсоветском пространстве дела обстоят совершенно удручающе. Образцов хорошей каллиграфии в русском скарпбукинге на порядок меньше. Большинство стесняется своего собственного почерка и использует принтерные распечатки. Сами понимаете, в этом случае слова о том, как в скрап-работе виден почерк автора, теряют всякий смысл. И только некоторые осмеливаются писать журналинг собственноручно. И эта смелость неплохо вознаграждается: вот несколько удачных примеров:
Но увы, чаще желание написать красиво упирается в полное незнание, с какой стороны за это браться… Больно и грустно видеть, как хорошую скрап-работу убивает плохо написанный текст.
При использовании компьютерных шрифтов тоже не всё благополучно. Даже сильные отечественные скрап-мастера делают грубые шрифтовые ошибки
Поймите меня правильно – я никого не хочу обвинять. Те, кто не умеет красиво писать и не разбираются в шрифтах, не виноваты. Такое сейчас время – в школах уже не учат чистописанию, мы чаще печатаем, чем пишем от руки, а отсутствие постоянной практики приводит к тому, что у многих просто нет устоявшегося почерка как такового. А ведь еще поколение наших бабушек владело искусством красивого письма – посмотрите на надписи на открытках и в документах 50-х годов!!! И их писали не профессионалы, а обычные люди! А сегодня общая шрифтовая культура в стране находится на крайне низком уровне. Нас окружают примеры безграмотного применения компьютерных возможностей в шрифтовом дизайне, и мы поневоле переносим эти ошибки в скрап – других-то примеров нет! Нам всем просто некуда смотреть и не на что равняться.
Что же делать? Упражняться! Писать! Брать в руку фломастер, ручку или перо и писать, писать, писать, не боясь погрешностей и ошибок! Каллиграф-теоретик – это как боксер-заочник!! Каллиграфии можно научиться только через практику!
Именно об этом я и буду делать курс – о рукописных композициях и наборных шрифтах, о выработке почерка и о том, как перо закладывает графику этого почерка. Чтобы вы не пытались гелевой ручкой изобразить письмо ширококонечным пером. Чтобы при взгляде на понравившийся шрифт сразу понимали, каким инструментом он написан - потому что это на 80% определяет успех попыток его повторить. А остальные 20% - это опыт. Практика, практика и еще раз практика! Надо больше писать от руки! Пусть ваши скрап-работы будут по-настоящему индивидуальны и неповторимы, как ваш почерк!
Примеры из блогов: daria-borisovna.livejournal.com creativeruminations.blogspot.com dinastamps.typepad.com garstea-nadea.blogspot.com dinastamps.typepad.com katarsis.livejournal.com kate4kina.livejournal.com maggieholmes.typepad.com nataver.blogspot.com piglet-s.blogspot.com scrapsih.blogspot.com sdelanorykami15.blogspot.com tpushnaya.livejournal.com jolson.typepad.com ulenok.blogspot.com |